Что такое ювенальная юстиция?
Статья написана под впечатлением от прошедшего не так давно в Москве митинга против Ювенальной юстиции в России. И интернет-сообщество всколыхнулась в обсуждениях. Одни утверждали, что ювенальная юстиция - абсолютное зло, и в России нельзя ее вводить ни в коем случае. Другие писали, что наконец-то государство защитит детей от произвола родителей и опекунов. От митинга и обсуждений осталось однозначное впечатление - люди не знают, что такое ювенальная юстиция. Оно и понятно, в юриспруденции эта отрасль является одной из самых сложных и противоречивых.
Ювенальная юстиция
Если описывать в простых понятиях, то ювенальная юстиция - раздел юриспруденции, который занимается изучением и применением на практике правовых норм к несовершеннолетним и малолетним, начиная с семейных отношений, заканчивая особенностями уголовного процесса в их отношении.
Однако большинство участников митинга, а также подавляющая часть интернет-сообщества поняла все по-своему. А именно так как им внушили организаторы митинга. По их мнению, ювенальная юстиция - это деятельность органов опеки и система взаимоотношений власти и семьи по западному образцу. Как яркий пример приводят Соединенные Штаты Америки, в которых дети подают на родителей в суд, за то, что им не купили конфету. Такой подход - не что иное как манипуляция сознанием.
Ювенальная юстиция в России
Это факты. Так в каком же состоянии сейчас в России то, что люди окрестили ювенальной юстицией? Люди митингуют против введения ювенальной юстиции в России, хотя она давно введена, просто по-другому называется и работает не как на Западе. Хотя, если говорить откровенно - она у нас не работает. Вся система ювенальной юстиции в России завязана на деятельность органов опеки и попечительства. Рассмотрим их работу подробнее. Деятельность данных органов по надзору за благополучием детей в семьях просто отсутствуют, хотя это одна из основных их задач. И никто не говорит им ходить по квартирам, что-то предъявлять, проситься войти. Банального телефонного звонка хватило бы, чтобы собрать хоть какую-то информацию о жизни ребенка в семье. Разговор с родителями и разговор с ребенком по телефону дал бы минимальную информацию, с которой можно работать. Это минимум. Сейчас органы опеки не знают ничего о развитии детей на подконтрольных территориях. А узнают они о печальном состоянии детей в неблагополучных семьях от органов внутренних дел, органов МЧС, медицинских работников и других источников. Только этого в заслугу мы им ставить не можем, потому что их роль при этом пассивна. Зато когда речь заходит о другом направлении их деятельности, об усыновлении детей оставшихся без попечения родителей, они начинают работать. А все, потому что можно хорошенько нажиться на добрых людях, у которых горячее сердце. Коррупционная составляющая процесса усыновления огромна, и это огорчает. У многих семейных пар в процессе усыновления опускаются руки, когда им приходится столкнуться с этой бюрократически-коррупционной машиной.
Какой из этого стоит сделать вывод? Система работы органов опеки в России должна быть кардинально реформирована, и проблема мало касается ювенальной юстиции. А у Запада есть чему учиться. А митинг проводился в интересах бюрократов и коррупционеров, которые почувствовали, что социальная реформа может отнять у них их грязные деньги.
Следует сделать вывод. Ювенальная юстиция, точнее то, что понимают под этим понятием в России это хорошо. И это стоит того, чтобы государство развивало эту систему.