Республиканская форма правления
Современный человек привык пользоваться благами цивилизации и природы, свободно вступать во всевозможные социальные отношения и вообще вести себя так, как ему захочется, конечно же, если его действия не противоречат действующему законодательству. Однако мало кто из нас задумывался над тем, что такая вольность и разнообразность действия обеспечивается именно республиканской формой правления, выстраданной европейскими народами в конце XVIII века.
Невзирая на то, что некоторые зачатки республики можно было наблюдать еще в Древней Греции, все-таки привычные нам республиканские элементы, такие, как разделение власти или свободные выборы, сформировались на волне буржуазных революций, среди которых особенно выделяется Великая французская 1789 года.
Особенности республики
Классические компоненты республики включают в себя наличие народного суверенитета, сменяемость высших государственных органов избирательным путем и функционирование жесткой системы защиты прав человека, признанной на международном уровне. Однако самая большая, так сказать, не правовая ценность республики заключается все же в осознании человеком своего места в этом мире, своей ответственности перед семьей и родиной. Именно эта внутренняя свобода быть носителем своего имени и иметь возможность выражать словесно или практически свою позицию по любому поводу есть самое большое достижение буржуазных революций, идеологи которых через компромиссы и массовый террор выстрадали свое республиканство.
Современные государства с республиканской формой правления
Такой исторический посыл привел к тому, что на сегодня подавляющая часть современных государств практикуют республиканскую форму правления. Даже в странах, где формально конституцией или другими законодательными актами высшего порядка, закреплена в качестве формы правления монархия, действуют республиканские механизмы организации общества, а определение «несвободный» по отношению к датчанину, шведу, норвежцу, бельгийцу звучит как оксюморон.
Достоинств республики
Помимо субъективных и правовых достоинств республики нельзя не отметить ее колоссальное влияние на общемировой прогресс, который на сегодня дает нам возможность пользоваться высокотехнологическими изделиям в диапазоне от мобильных телефонов до реактивных самолетов. Появления всех этих устройств и приборов вряд ли можно было бы ожидать, останься монархия на своих сильных позициях. Именно свобода мысли и действия, заложенные фундаментальным концептом в такую форму правления, как республика, поспособствовала появлению крайне полезных для человека изобретений, которые не столько призваны обеспечивать ему комфортное и нескучное пребывание в этом мире, сколько создают необходимые условия для нормальной жизни отдельного биологического вида. И если сейчас провести эксперимент, вернув на несколько лет тотальную монархию с ее единовластием, жестким административным контролем и верноподданническим мышлением, то с большой долей вероятности мы сможем наблюдать ступор технического прогресса, технологический коллапс, который заставит признать современные устройства, все эти айфоны, планшеты, бытовую технику и многое другое, венцом человеческой мысли. Конечно, можно спрогнозировать и дальнейшее функционирования подпольных лабораторий, где будут трудиться ученые, движимые своей неуемной человеческой натурой. Возможно, они будут изобретать что-то новое, однако это что-то новое уж никак не станет общедоступным, так сказать, не попадет на прилавки магазинов, учитывая консервативную стилистику монархии.
Сегодня можно всячески ругать последними словами демократию, что также следует отнести к достоинствам республики. Демократия, как сказал один видный политический деятель, не самая лучшая форма организации людей, однако лучше на сегодняшний день не придумали. И уж конечно не добавляют бонусы в демократическую копилку такие суперлиберальные акции, практикуемые в странах Западной Европы и в некоторых североамериканских штатах, как гей-парады или однополые браки. Однако при монархии, особенно в абсолютном ее проявлении, не было бы не только вышеперечисленных светских мероприятий, но и всего того, чем мы привыкли пользоваться в « республиканском» мире. Кто-нибудь из читающих эти строки готов отказаться от интернета, свободного секса, ночных дискотек и возможности высказывать публично свое мнение? Я – нет.