Развитие школ на Северном Кавказе

0
2917

Северный Кавказ

Присоединение Северного Кавказа к России, произошедшее в XIX в., сыграло большую социальную, экономическую, и даже духовную роли для северо кавказского края. Становление и развитие просветительства кавказских народов вплоть до середины XX в. – до того момента, пока на Северном Кавказе не сформировался собственный научно-педагогический потенциал –  велось, можно сказать, под строгим надзором России.
Народные просветители Кавказа (М.В. Гарданов, А.А. Гассиев, С. Хан Гирей, Н.А. Цагов и др.) также активно выступали за борьбу с вековым невежеством и отставанием. В частности, передовая педагогическая общественность Кавказа требовала постановки вопроса подготовки новых кадров на научно-практическую основу и расширения содержания всей преподавательской деятельности.

Кавказ в 2-й половине XIX века

В начале 1860 г. на Кавказе был обновлен управленческий аппарат, но все недостатки его деятельности проявились довольно быстро, поскольку руководители, стоящие о главе, не имели, ни соответствующего образования, ни тем более представления о просветительской деятельности. Поэтому довольно быстро начались проблемы. Осознание того, что нужны новые и коренные преобразования привели к тому, что в декабре 1862 году наместником на Северном Кавказе был назначен родной брат императора М.Н. Романов. На Кавказе была создана должность инспектора учебных заведений, на которую назначили Я.М. Неверова. Благодаря этому человеку преподавательская деятельность начала продвигаться вперед. Его главным предложением было продвижение и развитие женских школ. Это, пожалуй, и стало первым шагом в развитии  просвещения на Северном Кавказе.

В результате Кавказский комитет приступил к разработке циркуляра, согласно которому образование должно было подстраиваться под особенности различных регионов Кавказа, опираясь на религию. Там где проживала мусульманская часть населения, образование должно было быть религиозным, а в регионах, где проживала сугубо русская часть населения, оставили традиционную методику преподавания.

Различие требований в низших и средних учебных заведениях приводило к тому, что абитуриенты приходили с совершенно  разными знаниями. Поэтому пришлось создать целый ряд ни чем не оправданных льгот для слабых абитуриентов. Но, пожалуй, самым прогрессивным нововведением было то, что учебный процесс и деятельность все-таки стала приспосабливаться  к местным особенностям: так в регионах, где было мало учеников, разрешено было не изучать греческий язык, а заменить его правоведением. Но, несмотря на все нововведения, учебная система еще не предполагало преемственности, то есть после первого этапа образования не было предусмотрено последующих.

Кавказ в 1-й половине XX века

В 1920-1934 гг. Северо кавказский край представлял собой 7 самостоятельных автономий, в которых активно разрастались школы 1 ступени, т.е. начальные школы. Но что представляли собой такие школы, чем они занимались и как строили свой образовательный процесс?

Вот как в 1926 г. описал состояние национальных школ на Северном Кавказе А. Достоян в статье «Национальная школа, как она есть»: «Обыкновенная нацменовская школа (нацмен – от национальный и меньшинство – лицо относящиеся к какому-то национальному меньшинству, нацменовская школа – школа национальных меньшинств – прим. авт.) – это не совсем уютное помещение без достаточного света и оборудования, неподготовленное для работы с детьми и требующее надлежащего ремонта. Школьные принадлежности очень старые. Мест на всех не хватает и за партой  сидят по 3-4 ребенка, часто отсутствует мел, да и сама доска как таковая. Зимой дети сидят в холодных, не отапливаемых помещениях, не говоря о том что само здание находится чуть ли не в лесу»
Ученики очень часто пропускали занятия, т.к. просто не имели теплой одежды, и даже обуви, детям было не в чем ходить на занятия. Но и дома дети не могли заниматься, ведь у большинства не было и учебников и письменных принадлежностей, дети совершенно не владели русским языком.

Сильно осложняли занятия отсутствие дорог и не возможности по ним добраться до школ, в проливные дожди. Из-за работ на поле занятия начинались поздней осенью и заканчивались уже весной, что опять же крайне негативно сказывалось на учебном процессе, ведь занятия проходили в течение 4-3 месяцев, а промежуток между ними был просто огромный. Из-за этого недостатка становится ясно, что дети не успевали освоить программу и выпускались из школ малограмотными и совсем не подготовленными. Нужно отметить, тот факт, что, к примеру, в США на тот момент продолжительность учебного процесса составляла не менее 200 дней и была, что немаловажно, закреплена законодательно, что не позволяло нарушить 200-дневный срок обучения. В кавказских же школах продолжительность учебного времени колебалась от 120 до 130 дней.

Обучение в северо кавказских школах длилось 5 лет, но до выпуска доходило очень мало выпускников, т.к. каждый год ученики активно отсеивались. Если проследить статистику по всему Кавказскому региону, то только 11 % учащихся выпускались в итоге, что, по моему мнению, это было недопустимо.

Что же являлось причиной столь низких показателей? В первую очередь то, что учебный процесс не имел совершенно ни какого стержня, отсутствовала учебная система, не было ни учебного расписания, ни даже намеков на его создание, учебные классы не подразделялись по возрасту. Русский язык преподавался на очень низком уровне, т.к. во многих школах приветствовалось преподавания  на родном языке, а это значило то,  что в последующее обучение на высших ступенях в Российских школах становилась невозможным. Советская власть очень часто в последующем приглашала учиться дальше отличившихся учеников, но часто бывало, что на учебе они долго не задерживались именно из-за языкового барьера. Ситуация стала меняться в положительную сторону только в начале 1930-х гг.

Материал предоставлен персональным сайтом преподавателя С.В. Сидорова

Автор: Мир переводов
ОЦЕНИТЬ НОВОСТЬ
5 (голосов: 215)

Комментарии:

ВВЕРХ