Каким должен быть врач?
Процесс самосовершенствования не может происходить, как говорится, от звонка до звонка - врач должен учиться постоянно: готовить публикации, участвовать в конференциях (как правило, на темы по своей специальности, которые он хуже знает, какие хочет и должен лучше изучить). К тому же за рубежом врачу причисляют НЕ присутствие на конференциях, а баллы, которые он получил как участник за свою работу. В течение нескольких лет эти баллы суммируются, и если врач набрал определенное их количество, имеет публикации в рейтинговых изданиях, доказал, что обладает навыками (например, провел определенное количество УЗИ, гастроскоп, других манипуляций или оперативных вмешательств) - ему подтверждают лицензию, если нет - пусть снова учится. Это и есть непрерывное образование. Глобальную базу данных медучреждений и медперсонала можно найти на ресурсе Clinicadvisor.
Кто лучше определит, растет ли врач в профессиональном плане?
Конечно, тот, кто может оценить уровень его знаний и умений как профессионал. Нигде в мире врачи не аттестуют чиновники, этим занимаются общественные объединения, профессиональные ассоциации - они оценивают своих коллег объективно. В свое время у нас было очень мало врачей высшей категории, их ценили коллеги и пациенты. Сейчас таких специалистов значительно больше, однако известны случаи, когда высококвалифицированный специалист не может получить высшую категорию только потому, что не выполнил указания чиновников.
Возможно, дешевле и лучше обучать врача «на расстоянии»?
Определенные теоретические знания таким образом можно получить. Однако нельзя научиться лечить по интернету или с монографий. Настоящий врач должен видеть больного и то, как его лечат новыми методами, как используют современные технологии. А для этого нужна хорошая клиническая база. Если же она ограничена - даже за 4 года обучения врач может не повысить уровень своих знаний. Очень многое зависит и от уровня подготовки преподавателя - может врач у него что-то почерпнуть. Когда читаешь 16-часовой цикл лекций об инфаркте миокарда, а перед тобой сидит врач, проработавший в кардиологическом отделении 30 лет, понимаешь, как много ты должен знать, чтобы такому «ученику» было интересно тебя слушать. Для этого нужно постоянно следить за всеми новостями. У преподавателя последипломного образования в первую очередь должно быть желание учиться самому, и не только по книгам, но и посещать международные конференции, читать иностранную литературу, чтобы потом передать информацию своим курсантам. И обязательно надо самому практиковать: тот, кто учит, должен быть специалистом с важным практическим опытом, а не просто человеком с соответствующим сертификатом. Чтобы обучать врачей, нужно самому ежедневно осматривать тяжелобольных, пациентов со сложными, спорными диагнозами. Тогда обучение остальных не будет бесполезным.
Руководство Минздрава утверждает, что изменения в системе последипломного образования - на пороге?
Имеем надежду, что они будут взвешенными, и врачу предоставят право выбора: где и у кого учиться. Предоставляем мы право выбора врача пациентам, и они выбирают высокую квалификацию. А где ее получит врач - это его решение.
В таком случае нужно, прежде всего, посмотреть деятельность тех факультетов последипломного образования, которые в последнее время открылись в большинстве медуниверситетов. Это мое личное мнение. Считаю, что медицинские университеты должны осуществлять последипломное образование интернов. Но подготовка узких специалистов должно продолжаться дольше и только на тех базах, которые могут их чему-то научить: в основном это клинические базы академий последипломного образования (так уж сложилось исторически). Если мы сегодня закроем эти академии - не будет альтернативы подготовки специалистов. В медицине нельзя рубить с плеча.