Кобыжча - одно из самых больших украинских сел
Село Кобыжча Черниговская область, Бобровицкий район - это одно из крупнейших по площади сел Украины. Оно расположено на Черниговщине, в 100 километрах от Киева. Сведено среди курганов и густых лесов, село занимает почти две тысячи гектаров и граничит еще с 6 тысячами гектаров лесов вот уже 800 лет. Село помнит и польских кастелянов и украинских казаков, и императрицу Екатерину Вторую. Однако ни естественное, ни историческое богатство не уберегло Кобыжча от упадка, и сегодня село со славным прошлым борется просто за право существовать.
Село Кобыжча возникло еще во времена Киевской Руси. По легенде, свое причудливое название оно получило благодаря колдунам - кобникам, которые творили здесь свои Кобища - жилья и сильные заклинания. Учитывая то, сколько раз село воставало из пепла, можно действительно поверить, что без чудодейственных сил здесь не обошлось. Сожженое Батыевой ордой, позже разрушенное польскими войсками и, напоследок, изуродованное немцами, оно продолжало жить и развиваться.
За 50 лет население уменьшилось почти в 10 раз, а промышленность исчезла.
В 50-х годах в Кобыжче проживало около 30 000 человек работало 2 школы, действовали 3 церкви, больница и родильный дом, несколько машинно-тракторных станций, заводы, колхозы, фермы и лесничество. Сегодня население составляет 3800 человек, смертность вдвое превышает рождаемость, производства, кроме натурального, нет, и все село находится в глубокой стагнации. Колдовство и чудо здесь больше не живут.
«Было 3 колхозы - сейчас ни одного. Был лесопильных цех - нету, была сельхозтехника - нету, был молокозавод - нету, ситроцех - нет. Больница с одним несчастным врачом. Скорая не может приехать, так еще не на чем. Если что-то приехало, плати за бензин. И за селом поставили цистерны с аммиаком, весной будут его развозить. Насколько он опасен! Люди протестовали-протестовали, а толку никакого »- жалуется крестьянин Анатолий.
В одной из бывших церквей сегодня разместился сельский клуб. Здесь, а также в местном баре проводит свой досуг молодежь, утверждают представители старшего поколения. Они жалуются, потому что бар работает круглосуточно, и дети «пропадают» там с самого утра. Впрочем других способов проводить досуг нет, говорит кобижчанка Александра.
«Была у нас библиотека. Может, она работает, но ею никто не интересуется», - говорит женщина.
А недавно село постигла еще одна беда - сгорел памятник деревянной архитектуры 19-го века, Свято-Успенский храм. На фоне общего опустошения и застоя церковь оставалась едва ли не единственным центром надежд. МЧС констатировал поджог, но дальше расследование не продвинулось.
Общими силами кобижчанци и неравнодушные собрали средства на восстановление храма. Новая церковь появится на старом фундаменте и будет точно повторять предыдущую.
«Надежда велика есть. Материал почти все готов для работы. Надеемся, с божьей помощью и помощью добрых людей построим. Будет точно такая же церковь, как и была: длиной 32 метра, а по фундаменту - 160. Это очень большой объем», - говорит, протоиерей отец Василий Гавий.
Дух славного села взялась возрождать здешняя футбольная команда «Кобыжча». Ее игроки свой досуг проводят на футбольном поле, а не в баре, говорит член ФК «Кобыжча» Алексей Кузуб.
«Молодежь делится на различные подтипы. Мало таких, кто занимается полезными делами. Кто-то выбирает забегаловки и наркотики. А мы учимся, работаем и всегда находим свободное время, чтобы поиграть в футбол. Некоторые говорят, что в селе жить не по приколу, но нам нравится. Мы коренные жители и не собираемся, как остальные, покидать его и ехать в какую-то «цивилизацию».
Несмотря на все проблемы последних 20 лет, крестьяне не собираются опускать руки. А тот факт, что в последние годы Кобыжча заинтересовались туристы, дает основания надеяться, что село снова встанет на ноги. Традиционный фестиваль «Кобыжча Motosession» и отдельные группы путешественников обращают на село все больше внимания. Теперь при запросе в интернет-поисковики можно увидеть более тысячи результатов, связанных с Кобыжча. Особых перспектив, может, и нет, зато есть надежда, убеждают кобижчанцы.